MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Межличностное общение

Межличностное общение


Сегодня тема управления корпоративными знаниями, обмена опытом и дистанционного обучения волнует многих руководителей. Не секрет, что создание и использование корпоративной базы знаний позволит обеспечить организации мощное конкурентное преимущество.


И тем не менее, все разговоры об управлении корпоративным знанием сводятся лишь к выбору необходимого программного обеспечения. В результате этого все чаще приходиться слышать жалобы недовольных сотрудников о том, что вся их работа замыкается на общении с компьютером. Как же совместить элементы межличностного общения с современными программными средствами обмена знаниями, тем самым, повысив их эффективность? О том, какие необходимые элементы должна содержать современная система управления знаниями вы узнаете в этой статье.

Системы дистанционного обучения.

Первый этап развития систем дистанционного обучения, являющихся важнейшим элементом системы управления знаниями, характеризовался созданием систем перегруженных текстовой информацией. Обучение в таких системах сводилось лишь к банальному прочтению материала и прохождению конечного тестирования.

Сегодня ситуация начинает понемногу исправляться. И новые системы дистанционного обучения пытаться вовлечь реальных людей в процесс обучения.

Такие системы сочетают в себе элементы синхронного и асинхронного обучения. Они предоставляют доступ учащимся не только к массивам знаний, но и к реальным носителям этих знаний – преподавателям и другим учащимся. Подобные системы дистанционного обучения называются социальными системами.

Социальной называется система, имеющая хотя бы одну из перечисленных ниже возможностей:

• Поддержка взаимодействия между людьми в форме диалога (например, менеджер обучения, назначает время для обсуждения определенной темы с преподавателем, и все участники обучения в режиме реального времени общаются и обучаются)

• Поддержка обратной связи, являющейся ключевым моментом для дистанционной формы обучения (например, студент отправляет преподавателю какие-либо вопросы, преподаватель отвечает на них, и при необходимости рекомендует прочесть определенный материал или выполнить какое-либо задание).

• Возможность установления контактов с участниками обучения по интересующей тематике.

Для того чтобы соответствовать этим требованиям, система должна обладать средством мгновенной передачи сообщений.

Согласно результатам исследования, проведенном в Университете Штата Мэриленд (University of Maryland), студенты в обычных аудиториях использовали это средство общения, и вместо того, чтобы, как обычно, разговаривать на лекции и обсуждать планы на выходные, студенты по ходу лекций обменивались дополнительными ссылками по лекционной тематике.

В сфере дистанционного обучения применение технологий мгновенного сообщения позволит сделать дистанционное обучение более приближенным к реальному. В результате исследования, проведенного инструктором дистанционного обучения Морисом Крузом, выяснилось, что большинству студентов, принимающих участие в эксперименте, применение этой технологии позволило повысить качество обучения вследствие следующих причин. Во-первых, это позволило организовать некое сообщество обучающихся, несомненными плюсами которого было то, что участники обучения обсуждали задания, теорию, выявляли степень освоения материала друг другом. Вторым несомненным плюсом стало расширение сети деловых контактов. Естественное стремление работника расширить количество деловых контактов вполне объяснимо, поскольку это является одним из факторов определяющих рыночную стоимость работника. Третьим плюсом является то, что, обмениваясь ссылками между собой, обучающиеся экономят свое время на поиске необходимых материалов в Интернет.

Сегодня и на российском рынке есть подобные системы. Сейчас в холдинге Ланит разрабатывается новая система дистанционного обучения, призванная дополнить курсы, которые проводятся специалистами холдинга. Эта система содержит средства синхронного общения с преподавателями и другими обучаемыми, такие как обсуждения, в режиме реального времени, и средства асинхронного общения, в виде посылаемых преподавателю вопросов, и последующих ответов на них. Опять же обучаемые могут общаться друг с другом и посылать друг другу сообщения в привычном формате общения ICQ. Несомненно, привнесение в дистанционное обучение элементов обычного межличностного, как формального, так и неформального общения позволяет более эффективно получать и использовать новые знания.

Обмен знаниями при помощи Web-портала.



Web-портал позволяет взаимодействовать географически распределенным участникам проекта. При помощи Вэб-портала участники проекта могут общаться, обсуждать проблемы, совместно использовать документы, просматривать различные представления информации, получать задания, рассматривать и отчитываться по своей загрузке. Все эти возможности вполне удовлетворяют требованиям социальных систем управления знаниями.

Тем не менее, доктор Рик Лилли Калифорнийского государственного университета (State University at San Bernardino ) использовавший для организации своего дистанционного курса подобную систему, пришел к выводу, что такие системы лучше всего подходят для поддержки обмена опытом и знаниями при реализации реального рабочего процесса.

Самой важной особенностью подобных систем, делающих их социальными, является возможность синхронного общения участников проекта (например, в системе WelcomHome, возможность проводить закрытые и открытые обсуждения) и возможность асинхронного общения (например, в системе WelcomHome в виде форумов и заметок).

Специфика таких систем делает их менее подходящими для обучения, ввиду их неприспособленности к демонстрации учебных материалов, но для обмена знаниями при реализации какого-либо проекта, они подходят превосходно.



Использование экспертных знаний.



При реализации проекта исполнители часто сталкиваются с вопросами и проблемами, решение которых связано с конкретными людьми. И для повышения эффективности реализации проекта вводят в использование системы экспертных знаний. Работа таких систем построена на следующем принципе. Программное обеспечение указывает имена конкретных людей в организации, через созданные ими документы. Эти люди, называемые экспертами занимались интересующим вопросом, и могут компетентно ответить на него.

Такая функция реализована в Web-портале WelcomHome , при работе с документами проекта.

Во-первых, в системе можно видеть, кто является создателем документа.

Во-вторых, ведется контроль версий документов с именами их создателей, и людей, которые согласовывали этот документ.

В-третьих, предусмотрена возможность поиска конкретного документа во всех проектах, которые ведутся в системе.

Таким образом, применение современных информационных технологий, ни в коем случае не устраняет необходимые элементы обычного межличностного общения. Наоборот, эти элементы делают более интенсивными процессы обмена знаниями в организации.



Заключение.



Трудность в применении технологий управления корпоративными знаниями, была обусловлена тем, что зачастую решение этого вопроса сводилось к выбору того или иного программного обеспечения, при этом совершенно упускался вопрос мотивирования сотрудников к обмену знаниями.

Активное применение социальных технологий при управлении знаниями, прежде всего, обеспечит активное их участие в процессах обмена знаниями. Ведь общение является не только важнейшим условием накопления знаний и опыта, но и одной из основных потребностей человека.


Источник: www.projectmanagement.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Управление знаниями, knowledge management"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Информация для руководителя. Зачем нужна "информационная...
Об информации много говорят, но лишь немногие фирмы четко и внятно формулируют требования к информации, этому важнейшему «сырью», необходимому для принятия эффективных управленческих решений. Надо...
подробнее..
Knowledge Management
10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями
подробнее..
Система управления знаниями
По данным журнала Fortune, почти половина компаний, входящих в рейтинг Fortune 1000, внедрила у себя и продолжает развивать управление знаниями, еще треть планирует сделать это в текущем году. Что...
подробнее..
Корпоративная информация
Ученые утверждают, что человек использует лишь малую долю своего интеллектуального потенциала. То же и с компаниями. Их владельцы и топ-менеджеры даже не представляют, сколько ценной для бизнеса...
подробнее..
Менеджмент знаний: подход к внедрению
Менеджмент знаний как самостоятельная сфера управленческой деятельности должен стать одним из главных инструментов, предназначенных для повышения конкурентоспособности предприятия. Автор занимается...
подробнее..
Межличностное общение
Сегодня тема управления корпоративными знаниями, обмена опытом и дистанционного обучения волнует многих руководителей. Не секрет, что создание и использование корпоративной базы знаний позволит...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: