MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Информация для руководителя - мифы и реальность

Информация для руководителя - мифы и реальность


Зачем руководителю компании система управления знаниями.


Более 90% информации в фирме «Ц» передается устно. Нет заявок, ответов на заявки, никакой бюрократии — девушки просто громко кричат в соседнюю комнату: «Валя, позицию такую-то вычеркивай, на складе уже ничего не осталось!» «Ага!» — отзывается Валя. Народу в комнатах много, все орут, что-то записывают. А потом едут не туда вагоны, злятся и обрывают телефоны одни потребители, удивляются приходу не заказанной продукции другие. Почему фирма «Ц» получила возможность так работать? Да потому, что она — монополист в своем сегменте рынка. И пока не появится реальная конкуренция или объем информации не возрастет до непереваримого, «Ц» может позволить себе быть расхлябанной, необязательной, неэффективной. Далеко не всем фирмам так «везет».

Имея сотни и тысячи клиентов, поставщиков, партнеров, огромный ассортимент продукции, да еще в условиях жесткой конкурентной борьбы, когда твои удачи копируются мгновенно, а ошибки не прощаются, уже невозможно действовать так безалаберно, как фирма «Ц». Нужно постоянно отслеживать, что дает каждый сегмент рынка, отдельный клиент, товар, канал сбыта и регион — чтобы сосредоточить усилия на наиболее выгодных потребителях, товарах и каналах (возникает ключевое понятие «эффективность»).

Мало того, что нужно постоянно следить за множеством разнообразных параметров, приоритеты тоже то и дело меняются: сегодня нужно урегулировать отношения с акционерами, завтра — приступить к созданию новой линейки продуктов, а послезавтра — воодушевить персонал и достойно ответить на происки соперников и иные пожелания клиентов.

Нужно понять, что происходит, сфокусировать внимание, сконцентрировать ресурсы. А для этого — уметь формализовать проблемы, декомпозировать их, ранжировать, моделировать возможные варианты решения. И научиться обращаться с таким необычным и сверхмощным ресурсом как информация: синхронизировать ее, консолидировать, разделять, тиражировать, фильтровать, преобразовывать и использовать в собственных интересах.

Сегодня никого уже не удивишь тем, что вес бумажной документации на самолет равен весу самого самолета. Да что там говорить — объем документации по средней телефонной станции Lucent Tech. — 10 тысяч страниц текста.

К сожалению, информатизацию нередко пытаются подменить автоматизацией. При этом забывают, что компьютеры и программы — лишь инструменты. Если дом плохо спроектирован, даже лучшие доски и гвозди, пилы и рубанки не устранят ошибок проекта, все равно жизнь хозяевам будет не в радость. Если методика учета искажает информацию или не дает ее вовсе, никакие информационные технологии проблему не решат. Любая техника и программы не заставят предприятие работать по-новому, благодаря им лишь возникают дополнительные возможности. Большие перспективы открывает и Интернет. Но для грамотного использования новых технологий нужен хороший фундамент. Если предприятие еще не научилось оперативно управлять своими складскими запасами и производственными мощностями, оно будет плодить лишь недовольных клиентов, срывая сроки поставок, не укладываясь в заданную себестоимость, не обеспечивая обещанного качества и сервиса.

Миф первый: любой руководитель нуждается в информации

Оборонный завод до сих пор из последних сил производит некую нужную военным продукцию. На вопрос консультанта: «Когда Минобороны последний раз оплачивало эту продукцию?» директор ответил: «Да года два с половиной назад. Но мы не сдаемся. Пока хоть один рабочий на предприятии есть, будем делать то, что умеем». Количество работников на славном некогда заводе сократилось более чем в 10 раз, больше половины территории сдается в аренду различным торговым фирмам, а директор продолжает упорствовать. Ссылается на неудачный опыт конверсии, узко специализированное оборудование, обещания генералов, отсутствие маркетологов и т. п.

Несколько лет назад один из авторов, консультант, в ходе семинара на одном из заводов Нижегородской области задал его участникам простой, как ему казалось, вопрос: «Какой объем продаж был у вас в апреле?» Финансовый директор ответила: «790 миллионов рублей» (в неденоминированных рублях), директор по производству — «1 миллиард 200 миллионов». Удивившись, консультант обратился к генеральному директору: «Так сколько же все-таки продукции вы продали в апреле?» Генеральный оказался дипломатом. «Я могу сказать одно, — ответил он, — и директор по производству, и финансовый директор — мои ближайшие помощники, я не первый год с ними работаю и полностью обоим доверяю».

Стали разбираться и выяснили, что одни службы живут по декадному циклу, а другие — по недельному; одни считают проданной продукцию, выехавшую за ворота завода, другие — лишь ту, по которой поступила оплата, и т. д. Директор же, получая заведомо «несводимую» информацию, всем доверяет и ни с кем не хочет портить отношения. Может ли помочь ему информационная система? Думается, что нет. Ибо у руководителей подобного типа просто нет желания воспринимать и анализировать внешнюю информацию, что-то менять в своей работе, заставлять договариваться других людей. Они сознательно загоняют себя в условия «острой информационной недостаточности», и итог их деятельности в условиях рынка практически предопределен.

Миф второй:чем больше информации,тем лучше

Другой, противоположный пример — тоже из консультационной практики. На столе руководителя крупного комбината — кипы первичной документации, ее приносят снабженцы, сбытовики, основные и вспомогательные производства. По 3–4 часа в день руководитель просматривает эти «залежи», выхватывает какие-то отдельные цифры, вызывает к себе сотрудников, устраивает им разносы. Ассортимент даже готовой продукции (около 200 позиций) слишком велик, чтобы уловить взаимосвязи и тенденции в этом хаосе, поэтому человек пытается чем-то управлять, но реально мало что получается.

При наличии многоуровневой системы управления на разных уровнях принимается множество управленческих решений, они противоречат друг другу, сталкиваются. Руководитель ежедневно и ежечасно занимается множеством не своих задач — например, разбирается, почему какой-то поставщик прислал не то, что ему заказывали («понимаешь, некому поручить»). Естественно, времени на решение стратегических вопросов не остается.

Миф третий: предприятие может и должно работать «как часы»

Этот миф активно распространяют многочисленные вузы, бизнес-школы, да и коллеги-консультанты не остаются в стороне. «Постановка регулярного менеджмента» объявляется панацеей от всех бед. Менеджмент прост, как «семь нот», достаточно выучить их и постоянно играть гаммы. К сожалению, бездумное применение чужих рецептов к своим болезням редко способствует выздоровлению.

Есть периодические, регулярно происходящие процессы, например, ежемесячное начисление и выдача зарплаты сотрудникам или ежеквартальный профилактический осмотр оборудования; есть проекты (проведение рекламной кампании или разработка новой услуги); а есть события внезапные, незапланированные — конфликт между технологами и экономистами, приход очередных контролеров от имени государства, увольнение лучшего сбытовика.

Обычно для периодических процессов и проектов на предприятии уже накоплен набор возможных сценариев (пусть неоптимальных), процедур их реализации. К примеру, зарплату можно начислить и дать вовремя, а можно начислить, но не выдавать («нужно купить сырье, товарищи рабочие!») или выдать частично. С незапланированными, неожиданными, особенно конфликтными событиями (конфликтуют люди и подразделения, цели, приоритеты, сроки) сложнее — не существует готового набора сценариев или он может оказаться явно не пригодным для данного случая, в результате управленцу приходится импровизировать.

Бизнес, по большому счету, — игра, а в игре нет и быть не может единственно правильных ходов. Многое зависит от отрасли, истории предприятия, его размеров и территориальной распределенности, личности руководителя и членов его команды, сложившихся взаимоотношений, выбранной стратегии развития. Что уж говорить о внешних факторах — таможенной и налоговой системе, политике местных властей. Искать точное решение в пространстве сотен или тысяч переменных (да еще и хитрым образом взаимосвязанных) — дело безнадежное. Поэтому бессмысленно говорить о «правильной» организации и расписывать, как должна выглядеть ее структура.

Можно лишь вести речь об общих принципах и подходах, которые следует учитывать руководителю при определении того, как должно быть устроено предприятие, чтобы добиваться успеха на рынке, — причем не только сиюминутного, но и в долгосрочном плане. Пример: мы не знаем, как построить универсальную «правильную» структуру предприятия, но понимаем, что хороший способ оценки структуры — «минимизация расстояния между двумя людьми, которые должны быть соединены».

Миф четвертый: неважно, кому подчиняется служба АСУ

Консультант давно уже не удивляется, когда обнаруживает, что служба АСУ подчиняется главному инженеру или кому-то из его замов. Компьютеры — это ведь оборудование, кто же еще должен за них отвечать? Если на предприятии реально важной фигурой является главный бухгалтер, он вполне может подчинить службу АСУ себе, и в этом случае формально самостоятельные АСУшники фактически становятся частью бухгалтерии.

А кто работает в службах автоматизации? Электроники — специалисты по оборудованию, программисты и операторы, сохранившиеся с эпохи больших ЭВМ. Времена меняются, а люди и отношения остаются. Какие задачи они решают? Расчет зарплаты, учет кадров и прочие традиционные. В случае подчиненности главному инженеру — отдельные задачи для его служб. Такое не хорошо и не плохо, но на бизнес в целом подобные службы АСУ не оказывают практически никакого влияния. Это совершенно не соответствует роли, которую сегодня в развитии бизнеса играют современные информационные технологии.

Консультант, кстати, совершенно не против «лоскутной» автоматизации, то есть автоматизации отдельных подразделений, процедур или участков работы, хотя ее часто клеймят и противопоставляют комплексным системам автоматизации, замахивающимся на решение проблем предприятия в целом. Пороки «лоскутной автоматизации» очевидны: постановщиками задач (заказчиками разработок) в этом случае являются представители служб предприятия. Достаточно понять алгоритм, по которому действует персонал, закодировать его, оттестировать, внедрить и получить выгоду за счет того, что все делается намного быстрее, да и ошибок, неизменно присущих людям (устали, забыли и т. п.), удается избежать. Целью автоматизации, таким образом, становится консервация сложившегося положения, увековечение существующей технологии со всеми ее пороками и недостатками.

С другой стороны, трудно представить работающее предприятие, не имеющее (пусть негативного) опыта «лоскутной автоматизации», которое не эксплуатировало различные программные средства (свои или закупленные) и при этом бодро бралось за комплексную автоматизацию своей производственно-хозяйственной деятельности. «Лоскутная автоматизация» — такой же этап развития, как освоение базового программного обеспечения (MS Word или MS Excel), важно только не подзадержаться на очередном этапе, вовремя перейти к следующему. В этом и состоит искусство управленца.

Что производят управленцы?

Продуктом деятельности управленца, как известно, являются решения (сразу подчеркнем, что решение — это то, что реализуется, в противном случае следует говорить лишь о желаниях или намерениях). Любое управленческое решение (в том числе и — ничего не менять) имеет свою цену и свои последствия. Развивая «продуктовую аналогию», посмотрим, что же можно считать «сырьем» для принятия руководителем серьезного решения. Зачастую «сырьем» и поводом становятся случайные факторы:

- съездил в загранкомандировку, что-то там увидел, решил использовать у себя;

- пришел начальник отдела или цеха, доложил о вопиющем факте, захотелось немедленно принять меры;

- позвонил старый знакомый, попросил выполнить его заказ без очереди и дать максимальную скидку;

- прочитал в местной газете, что конкуренты вводят новую услугу, срочно собрал замов — а мы хуже, что ли?

- И т. д. и т. п.

Поневоле вспоминается Анна Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Поэты — случай особый, они из сора могут делать стихи, у управленцев это получается далеко не всегда. Понять руководителя, конечно, можно. Однако есть три главных поставщика «сырья» для управленческих решений:

- внешний мир (клиенты, партнеры, конкуренты, государство), который трудно контролировать, поставляет информацию какую хочет и когда хочет. Информация может быть неполной, недостоверной, просто сфальсифицированной;

- само предприятие (руководители всех уровней, исполнители). Эту информацию вроде бы можно контролировать и управлять ею. Но — люди имеют разное образование и опыт, различные взгляды на жизнь и всевозможные цели. Что-то они докладывают, а о чем-то предпочитают умолчать, перегружают руководителя множеством не нужных ему деталей и подробностей, борются между собой за ограниченные ресурсы предприятия (человеческие, финансовые, материальные);

- сам руководитель (его интеллект, опыт, интуиция, связи).

Третий источник представляется руководителю самым надежным, но возможности его, к сожалению, не безграничны. Слабо реагируя на информацию, поступающую из внешнего мира и из собственной фирмы, руководитель рискует стать заложником своих представлений и иллюзий.


Источник: business-magazine.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Управление знаниями, knowledge management"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Информация для руководителя - мифы и реальность
Зачем руководителю компании система управления знаниями.
подробнее..
Knowledge Management
10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями
подробнее..
Система управления знаниями
По данным журнала Fortune, почти половина компаний, входящих в рейтинг Fortune 1000, внедрила у себя и продолжает развивать управление знаниями, еще треть планирует сделать это в текущем году. Что...
подробнее..
Корпоративная информация
Ученые утверждают, что человек использует лишь малую долю своего интеллектуального потенциала. То же и с компаниями. Их владельцы и топ-менеджеры даже не представляют, сколько ценной для бизнеса...
подробнее..
Управление знаниями и информационные технологии
Сегодня все чаще можно встретить два близких по значению термина: «Интеллект бизнеса» « (business intelligence — BI) и «Управление знаниями» (knowledge management — КМ). Первым термином обычно...
подробнее..
Менеджмент знаний: подход к внедрению
Менеджмент знаний как самостоятельная сфера управленческой деятельности должен стать одним из главных инструментов, предназначенных для повышения конкурентоспособности предприятия. Автор занимается...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: